Медсестры как наставники студентов: их роль и компетенции

07.12.2020 11:11

Статья: Nurses experiences of their competence at mentoring nursing students during clinical practice: A systematic review of qualitative studies 
Авторы: Anna-Maria Tuomikoski , Heidi Ruotsalainen , Kristina Mikkonen , Maria Kääriäinen
Источник: Nurse Educ Today. 2020 Feb;85:104258.  doi: 10.1016/j.nedt.2019.104258. Epub 2019 Nov 6. PMID: 31830638 

Целью исследования, проведенного Anna-Maria Tuomikoski и соавторами, стало выявление и обобщение наилучших из имеющихся свидетельств об опыте медсестер  в отношении их компетенций в качестве наставников учащихся медсестер во время клинической практики.
Дизайн: в данном исследовании, опубликованном в 2019 году в журнале Nurse Education Today, использовался систематический обзор литературы, который соответствовал рекомендациям Института Джоанны Бриггс (JBI).
Источники данных: авторами проводился систематический поиск публикаций за 2000 по 2017 годы в базах данных CINAHL, Medline Ovid, Scopus, Eric, Web of Science, Medic и OATD
Методы обзора: Выявленные исследования были отобраны авторами по названию, наличию аннотации (n = 3080) и полного текста (n = 91) с использованием следующих критериев включения: дипломированные медсестры, опыт компетенций медсестер в наставничестве учащихся медсестер, организации неотложной и первичной медико-санитарной помощи, обеспечение клинической практики для студентов-медсестер, качественное исследование. Была проведена оценка качества, полученные данные и результаты включенных исследований (n = 21) были объединены с использованием метаагрегирования с помощью инструмента качественной оценки и анализа (JBI-QARI).
Результаты: в общей сложности 92 извлеченных вывода были объединены в 21 категорию, а затем сгруппированы в пять синтезированных результатов: 1) налаживание взаимного общения со студентом; 2) развитие наставнических качеств и сотрудничество с заинтересованными сторонами; 3) обеспечение целенаправленного наставничества; 4) поддержка развития студентов в профессии медсестры; 5) поддержка учебного процесса студента.
Выводы: в своем обзоре исследователи продемонстрировали, что многогранные наставнические компетенции важны для поддержки процесса обучения студентов и помогают им стать уверенными профессионалами. По этой причине, как считают авторы, медицинские организации, в которых студенты проходят клиническую практику, должны уделять особое внимание развитию наставнических компетенций медсестер, предлагая медсестрам-наставникам соответствующее образование, обеспечивая им достаточную поддержку в организационной структуре и создавая благоприятную атмосферу обучения.
Материал подготовила Соловьева Людмила Николаевна, кандидат медицинских наук, г. Санкт-Петербург