Стандарт «Затраты по заимствованиям». Рекомендации Минфина

29.01.2021 09:59

Эпистолярное
Методические рекомендации о применении Стандарта Минфин направил письмом от 30.11.2020 № 02-07-07/104382. В отличие от предыдущих аналогичных рекомендаций к другим стандартам, в этот раз Минфин разъяснил свою позицию несколько оригинально. Текст рекомендаций разбит на смысловые блоки, основные тезисы выделены курсивом и жирным шрифтом, само изложение логично и понятно. В рекомендациях даны ссылки на нормативные документы, указаны используемые в бухучете счета, разъяснен порядок применения КОСГУ. Пожалуй, единственным недостатком текста является отсутствие примеров.
Имеющим полномочия 
Согласно рекомендациям, Стандарт подлежит применению получателями бюджетных средств, автономными и бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями и централизованными бухгалтериями. Правда, для его применения они должны осуществлять полномочия по исполнению публичных обязательств перед физлицами, либо иметь долгосрочные контракты по капстроительству, или инвестировать в основные средства. Заметим, что среди учреждений найдется немного ведущих такую деятельность. В основном данный Стандарт актуален для финорганов и внебюджетных фондов.
Тем не менее, если учреждение будет наделено соответствующими полномочиями, то главному бухгалтеру следует внимательно изучить порядок отражения в учете затрат по заимствованиям, а точнее:
  • затрат по государственному (муниципальному) долгу;
  • затрат по долговым обязательствам бюджетных и автономных учреждений;
  • процентных расходов по долгосрочным обязательствам.
Учетная политика
В Методических рекомендациях Минфин напоминает, что ведение бухучета затрат по заимствованию в соответствии с п. 16 Стандарта «Концептуальные основы» осуществляется методом начисления,исходя из принципов:
  • равномерности признания доходов и расходов,
  • допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни,
  • осмотрительности в признании доходов (активов), расходов и обязательств, 
  • сопоставимости,
  • непрерывности деятельности.
Использование метода начисления целесообразно указать и в учетной политике. Но, пожалуй, самым актуальным при формировании учетной политики станет организация документооборота, а именно:
  • определение круга лиц, ответственных за представление в бухгалтерию сведений о заключенных контрактах и долговых и иных обязательствах;
  • сбор сведений о затратах по долговым обязательствам; установление сроков представления такой информации в бухгалтерию.
Если главбух не сможет организовать представление всех необходимых сведений в полном объеме и точно в срок, то ему будет трудно сформировать достоверные показатели отчетности в формах 0503737, 0503738, 0503121 и других. Отсутствие и неточность таких показателей может дорого обойтись главбуху в случае выявления соответствующих нарушений при проведении контрольных мероприятий.
Антон Шихов, эксперт в сфере государственных финансов