Как работать с самозанятыми и не заработать проблемы?

01.02.2021 14:25
Количество самозанятых граждан растёт после того, как право физическим лицам применять этот новый налоговый спецрежим распространилось по всем регионам РФ. 
Этот режим оказался удобным не только для самих граждан, выполняющих определённые услуги, но и для работодателей, которым не нужно принимать на работу специалиста, платить за него страховые взносы и НДФЛ, организовывать ему рабочее место и предоставлять различные социальные льготы, как штатным сотрудникам. 
Если вы работаете с самозанятыми, важно учесть следующие моменты. Во-первых, обезопасить себя от проблем, связанных с тем, что контролирующие органы могут посчитать работу с самозанятым, как уклонение от уплаты зарплатных взносов и налогов. А во-вторых, иметь возможность принять расходы на оплату услуг самозанятого и уменьшить налогооблагаемую базу.
Как оформить договор
Для этого необходимо правильно оформить договор с самозанятым и понимать, какие документы он должен вам предоставить.
Особого порядка при оформлении договора с самозанятым закон не содержит. Значит, при заключении договора можно ориентироваться на договор гражданско-правового характера, но ни в коем случае не на трудовой договор.
Помимо пунктов, которые используются стандартно (дата и предмет договора, порядок оказания услуг, как будут услуги приниматься, права и обязанность сторон, ответственность за соответствие качества услуг, сумма, сроки и способ оплаты и т.д.) в договоре следует указать, что исполнителем работ/услуг является гражданин, зарегистрированный в качестве самозанятого. 
Также следует указать, что исполнитель обязуется уведомить заказчика об утере статуса самозанятого, а в случае нарушения этого условия – компенсировать заказчику потери в виде налогов, пеней и штрафов при их начислении со стороны налоговых органов.
Подтверждающие документы
Что касается подтверждающих документов, то самозанятый обязан предоставлять чек, сформированный им в момент расчёта наличными денежными средствами или электронными средствами платежа. Если используются другие формы безналичной оплаты – то не позднее 9-ого числа следующего месяца после месяца оплаты. Об этом налоговики разъясняют в письме от 22.12.2020г №3Г-3-20/8488@
Там же указаны способы передачи чека: в бумажном виде или электронном (на мобильный телефон или электронную почту – выслать чек или ссылку на чек, либо предоставить QR-код).
Кроме чека необходимо подписать акт приёмки выполненных работ/оказанных услуг. В нём зафиксированы сами услуги, объём их выполнения и дата оказания. Это необходимо для списания расходов, т.к. расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены. А чек может быть выдан и на предоплату, когда работы исполнителем ещё не выполнены, а заказчиком – не приняты.
Стоит помнить, что без чека услуги самозанятого учитывать в расходах нельзя. И налоговики указывают на то, что это – главный документ в работе с самозанятым. Но для того, чтобы обезопасить своё предприятие от проблем, следует оформлять все перечисленные документы.
Материал подготовила Ирина Мактаз, главный бухгалтер, эксперт в области бухгалтерского и налогового учета