Бюджетная реформа: каких изменений ждать?

09.03.2021 15:50

 

Бюджетный «пирог»
Органы власти для реализации своих полномочий создают бюджетные и автономные учреждения. Так, согласно п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий различных органов власти в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Аналогичные положения содержит и ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
Финансирование деятельности бюджетных и автономных учреждений органы власти осуществляют путем выделения субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания. При этом в госзадании органы власти указывают показатели, характеризующие качество и объем госуслуги (работы), категории физических или юридических лиц, являющихся потребителями таких услуг и т.п. (п. 3 постановления Правительства от 26.06.2015 № 640). Ежегодно на финансовое обеспечение деятельности учреждений в бюджетах всех уровней предусматриваются миллиарды рублей.
Реформы
Граждане нередко и вполне справедливо выражают недовольство состоянием учреждений бюджетной сферы. Материально техническая база, кадровый состав уже не соответствует современной экономике. Хотя все же заметим, что за последние несколько лет ситуация в бюджетной сфере стала меняться к лучшему. Тем не менее Правительство давно вынашивает планы реформирования бюджетной сферы для улучшения оказываемых гражданам услуг, повышения их качества и удовлетворения их потребностей. Предыдущие попытки «расщепить» единую бюджетную сферу на разные типы учреждений и этим усилить конкуренцию за бюджетные средства не дали ожидаемого результата.
И вот новый виток. Напомним, что с 1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2020 № 189-ФЗ о соцзаказе. Этот закон регулирует отношения по оказанию государственных (муниципальных) социальных услуг физическим лицам за счет бюджетных субсидий. При этом исполнителем таких услуг может быть, помимо учреждений, любое юридическое лицо, ИП или физическое лицо. Другими словами, пройдя определенную процедуру, все желающие могут получить свой «кусок бюджетного пирога», оказывая услуги в традиционных для бюджетной сферы областях: образование, здравоохранение, социальная защита, занятость населения, физкультура и спорт, туризм, госуправление.
Проекты
В конце прошлого года на сайте регулятора появился проект (ID 01/01/11-20/00110818) о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 26.06.2015 № 640. Согласно этим изменениям федеральные учреждения получат право привлекать иных лиц к выполнению установленного им госзадания, а в форму отчета о госзадании вносятся соответствующие коррективы. Такое право будет предоставлять учредитель в пределах средств субсидии ‎на финансовое обеспечение выполнения госзадания.
15 февраля 2021 года на сайте регулятора появился проект (ID 01/02/02-21/00113240) изменений в Типовую форму ‎соглашения о предоставлении субсидии ‎на госзадание (утв. приказом Минфина России ‎от 31.10.2016 № 198н). Согласно данным изменениям учреждения получают аналогичное имеет для привлечения иных лиц для выполнения госзадания. При этом учреждения обязаны информировать о привлечении иных лиц через «Электронный бюджет».
Заключение
Опыт проведения реформ показывает, что полученное «право» довольно быстро проходит эволюционный путь от добровольного принятия решения к добровольно-принудительному, а затем превращается в обязанность. Привлечение третьих лиц к выполнению госзадания иногда может быть оправданным, если это имеет разумные пределы. Пока предельный объем госзадания, который может быть отдан учреждению «на сторону», не установлен. Поэтому учреждения рискуют быть отлученным от привычного бюджетного «пирога» на новом витке реформ.
Антон Шихов, эксперт в сфере государственных финансов