Реклама и госзадание несовместимы?

24.03.2021 11:03

Условия рынка
Известно, что реклама – двигатель торговли. Особенно действенна реклама в условиях жесткой конкуренции, когда производитель вынужден продвигать свой товар (или услуги), чтобы занять достойное место на рынке. Продвижение товаров (услуг) – дело серьезное, почти искусство. Этим занимаются специалисты, получившие соответствующие образование и навыки. В коммерческих организациях существуют целые службы или отделы рекламы. Государственные и муниципальные учреждения, вынужденные вести конкурентную борьбу, также создают в своей структуре соответствующие подразделения. Такие подразделения помогают не только продвигать на рынке различные услуги, оказываемые учреждением, но и привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Как говорится, хочешь жить – умей вертеться! Вот и «вертятся» учреждения, как могут.
Неосновная деятельность
Верховный Суд РФ 2 февраля 2021 года в своем определении № 302-ЭС20-22675поставил точку в жалобе автономного учреждения после долгих судебных споров в разных инстанциях.
В Верховном Суде учреждение пыталось обжаловать постановление контрольного органа, который установил факт нецелевого использования бюджетных средств. Нецелевое использование выразилось в выплате оплате труда и начислений на оплату труда сотрудникам коммерческого отдела учреждения, в должностные обязанности которых не входило выполнение функций, связанных с выполнением государственного задания.
Верховный Суд установил, что коммерческий отдел осуществляет в учреждении процесс продаж, производство рекламной продукции, проведение рекламных кампаний. Однако данная деятельность не относится к основному виду деятельности учреждения, является дополнительной, способствующей достижению основных целей, реализуемых учреждением. При этом сотрудники коммерческого отдела не обеспечивают общехозяйственные нужды учреждения, выполняющего государственное задание. Следовательно, оплата труда сотрудников коммерческого отдела за счет средств субсидии на госзадание учреждением произведена неправомерно.
Верховный Суд подтвердил, что затраты на оплату труда и начисления на оплату труда сотрудникам коммерческого отдела являются ненадлежащим расходованием средств субсидии на госзадание, поскольку в должностные обязанности этих сотрудников не входит выполнение функций, связанных с выполнением госзадания. Такое расходование средств учреждением нарушает положения Бюджетного кодекса РФ и Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утвержденных учредителем данного учреждения.
В итоге Верховный Суд отказал автономному учреждению в передаче кассационной жалобы. Поэтому учреждению пришлось вернуть в бюджет почти четыре миллиона рублей, использованных не по целевому назначению.

Будьте бдительны!
Руководители многих учреждений в условиях рынка принимают вполне логичное решение о создании коммерческих служб для продвижения на рынке. В рамках конкурентной борьбы службы, которые грамотно и искусно доводят до потребителей конкретные преимущества товаров (услуг), необходимы. К сожалению, руководители забывают, что финансово-хозяйственная деятельность государственных (муниципальных) учреждений строго регламентирована. Поэтому осуществлять за счет бюджетных средств нужно только те расходы, которые предусмотрены нормативными документами. А для ведения конкурентной борьбы надо изыскивать внебюджетные источники финансовых средств.
Чтобы не оказаться в неприятной ситуации, руководитель учреждения совместно со специалистами финансовых служб и бухгалтерии должны внимательно изучать требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, установленные учредителем. И только потом принимать управленческие решения. Будьте бдительны!
Антон Шихов, эксперт в сфере государственных финансов