Кто отвечает за формирование госзадания?

30.04.2021 16:59
Выйти из сумрака!

Государственные и муниципальные органы власти создают государственные и муниципальные учреждения для реализации своих функций и полномочий. Чтобы обеспечить бесперебойность деятельности таких учреждений, органы власти издают различные приказы, инструкции, порядки и другие нормативные документы, которые регламентируют самые разные стороны деятельности подведомственных им учреждений. Особенно строго в бюджетной сфере регламентирована финансово-хозяйственная деятельность. Любое отступление должностных лиц учреждений от установленных правил и порядков наказуемо. Так, руководители учреждений не имеют права выходить за установленные им рамки и как-то по-своему трактовать содержание нормативных документов, используемых в них терминов и т.п.

Справедливости ради отметим, что определить рамки «дозволенного» без подготовки и опыта практически невозможно. Отсутствие специальных знаний, опыта работы в бюджетной сфере очень часто играют злую шутку с руководителями государственных и муниципальных учреждений. И им требуется немало времени и сил, чтобы выйти из «сумрака» непросвещенности и самонадеянности.

Размещение – это формирование

Нередко руководители учреждений толкуют содержание нормативных документов по своему усмотрению, руководствуясь житейской логикой. И напрасно! Пример тому – дело от 28.10.2020 № 07р-1220/2020, рассмотренное Вологодским областным судом.

Согласно материалам дела руководитель государственного бюджетного учреждения (ГБУ) был привлечен районным судом к административной ответственности за нарушение порядка формирования госзадания, предусмотренного статьей 15.15.15 КоАП РФ, и оштрафован на 10000 рублей. Руководитель с этим не согласился и подал жалобу в областной суд. В своей жалобе он просил суд производство по делу прекратить за отсутствие состава правонарушения, поскольку, по его мнению, он не является лицом, формирующим госзадание для бюджетного учреждения.

Суд установил, что суть правонарушения состояла в несвоевременном размещении на сайте www.bus.gov.ru утвержденного ГБУ госзадания на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. Такой вывод суд сделал, исследовав копии устава ГБУ, копии госзадания, скриншоты страниц сайта www.bus.gov.ru и иные материалами дела. При этом руководитель ГБУ пытался убедить суд, что он не является лицом, формирующим госзадание для учреждения, но суд счел этот довод несостоятельным и указал, что:

- руководитель ГБУ получил от учредителя полномочия по размещению на официальном www.bus.gov.ru государственного задания;

- размещение в установленном порядке на вышеуказанном сайте госзадания в силу нормативных документов учредителя является формированием государственного задания.

С учетом этих и других обстоятельств областной суд оставил жалобу руководителя ГБУ без удовлетворения.

Опыт заблуждений

В данном случае, руководитель понимал термин «формирование госзадания», вероятно, руководствуясь своим житейским опытом. В этом и была его ошибка! В условиях, когда деятельность учреждений строго регламентирована, следует вникать в смысл терминов, который содержатся в нормативных документах. Знание «птичьего языка» нормативных документов, избавляет должностных лиц учреждений от многих заблуждений. Отметим, еще никому не удавалось избежать ошибок прежде, чем стать мудрым руководителем. Главное – учиться и не лениться!

Материал подготовил Антон Шихов, эксперт в сфере государственных финансов