Бухгалтерам-бюджетникам пора искать новую работу?

12.07.2021 11:40

«Горячие» изменения

В редакции Федерального закона № 244-ФЗ пункт 6 статьи 264.1 БК РФ дополнен новым абзацем и с 2022 года полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ (органов местной администрации), их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности могут быть переданы Федеральному казначейству.

То есть Федеральное казначейство становится своего рода общероссийской «централизованной бухгалтерией». Но обратите внимание на слова «могут быть»! Следовательно, передача вышеуказанных полномочий должна быть добровольной. Но такая воля должна быть не у руководителей учреждений, а у соответствующих органов исполнительной власти. И, если орган власти решил отказаться от своих полномочий, то он должен направить обращение Правительству РФ, которое и примет окончательное решение.

Так что же будет через оставшиеся полгода?

Скоро сказка сказывается…

Начнем с того, что изменения в статью 264.1 БК – это только норма закона. Для ее реализации в Федеральном казначействе должны быть набраны в штат соответствующие специалисты, закуплено и установлено оборудование и программное обеспечение, проведен интернет, решены другие организационные вопросы.

Затем надо решить, а что может сподвигнуть орган исполнительной власти передать полномочия по ведению бюджетного учета в Федеральное Казначейство? Ведь разрушить налаженную систему централизованного учета на местах или ликвидировать бухгалтерии в подведомственных учреждениях - шаг отчаянный. Сократить бухгалтеров, это не только ликвидировать рабочие места и снизить (пусть ненамного, но все же) поступления от НДФЛ в доходы бюджета. Передав полномочия по бухучету, руководители органов власти и учреждений лишатся своей «правой руки», своего надежного помощника и советчика - бухгалтера. Во всяком случае руководители органов власти должны хорошо обдумать свое решение и взвесить все «за» и «против». Тем более, что пока нормы БК РФ позволяют принять решение добровольно, в здравом уме и твердой памяти. Ведь действующая редакция БК РФ не предполагает «выхода» из ЦБ!

Выбор есть!

В случае передачи полномочий по бухучету в централизованную бухгалтерию руководитель органа власти или учреждения окажется перед выбором:

а) приобретать специальные знания самому и вникать во все изменения законодательства;

б) во всем довериться специалистам ЦБ.

Для руководителя оба варианта – далеко не лучшие решения.

Но есть и другой вариант! Руководитель может организовать управленческий учет и поручить его ведение «бывшему» главному бухгалтеру.

Так как финансовое состояние учреждения теперь во многом зависит от данных бухгалтерской отчетности, то его руководителю необходимо трезво и обдуманно подходить к подписанию форм отчетности. До ее подписания следует проверить основные показатели отчетности, подготовленной специалистами ЦБ, и при необходимости потребовать корректировки отдельных показателей. Контроль за качеством отчетности, подготовленной ЦБ, и станет главной задачей управленческого учета. Таким образом, опытному бухгалтеру будет, куда приложить свои умения и навыки в случае, когда часть полномочий по ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности будет передана в Федеральное казначейство.

Антон Шихов, эксперт в сфере государственных финансов