Понятно о НМО: факты, сроки, документы

11.08.2020 12:28

В настоящее время Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с ведущими экспертами медицинского и фармацевтического общества по медицинским и фармацевтическим специальностям ведется активная работа по внедрению новой модели повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников - непрерывного медицинского образования (НМО). В основе НМО лежит принцип непрерывности повышения квалификации специалистов, сразу после окончания образовательного учреждения в течение всей профессиональной жизни.
В НМО допускается использование разнообразных обучающих мероприятий, проводимых в режиме реального времени (аудиторные занятия, форумы, конференции, семинары, круглые столы) или освоение электронных модулей (самостоятельное обучение с последующим тестовым контролем), привлечении к обучению ведущих специалистов отрасли, включении в образовательные программы наиболее актуальных проблем практического здравоохранения, контроль и учет образовательной активности (путем регистрации специалиста на сайте edu.rosminzdrav.ru, составление индивидуальной траектории обучения (портфолио) и обучение по материалам аккредитованным Министерством здравоохранения Российской Федерации. 
Аккредитация является экзаменом на продление права работать по соответствующей специальности, который проводится 1 раз в 5 лет. Для допуска специалистов к аккредитации обязательным условием будет подтверждение прохождения НМО. Актуальность разработки образовательных материалов для дистанционного обучения становится важнейшим элементом современной модели повышения квалификации провизоров и врачей.
Ниже представлены нормативные правовые акты, регулирующие непрерывное медицинское образование в Российской Федерации в системе здравоохранения:
  • Приказ Минздрава РФ от 02.06.2016 №334н (в ред. от 20.12.2016) «Об утверждении положения об аккредитации специалиста»;
  • Приказ Минздрава РФ от 06.06.2016 №352н «Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему»;
  • Приказ Минздрава РФ от 22.12.2017 г. №1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов».
На государственном уровне определены ключевые этапы перехода с процедуры сертификации медицинских и фармацевтических специалистов на процедуру аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов:
2016 – Фармация и Стоматология
2017 – Лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело
2018 – Фармацевты, выпускники ординатуры
2021 – 2026 – Периодическая аккредитация фармацевтических специалистов
С 01.01.2016 г. проходят аккредитацию лица, получившие после 1 января 2016 года высшее образование по специальностям «Стоматология» и «Фармация». Далее с 01.01.2017 г. к аккредитации подключаются лица, получившие после 1 января 2017 года высшее образование в области «Здравоохранение и медицинские науки» (уровень специалитета). В 2018 г. лица, получившие после 1 января 2018 года высшее образование в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» (уровень ординатуры, бакалавриата, магистратуры) и среднее образование в области образования «Здравоохранение и медицинские науки». Кроме того, с 01.01.2019 г. пройти аккредитацию должны лица, получившие после 1 января 2019 года медицинское и фармацевтическое образование в иностранных государствах. В 2019 г. допущены к аккредитации те специалисты, кто будет проходить дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки. И к 2021 году сформируется группа специалистов, которые будут допущены к периодической аккредитации.
В период с 1 января 2016 по 1 января 2021 года допуск к профессиональной деятельности осуществляется как через аккредитацию, так и через сертификацию специалиста, в зависимости от срока прохождения «последней» сертификации или аккредитации специалиста.
Следует отметить, что непрерывное медицинское образование имеет свои плюсы и минусы, поскольку в современном быстроменяющемся мире дистанционное образование, базирующееся на открытом обучении компьютерных обучающих программах, современных информационных технологиях позволяет более полно использовать возможности образовательных учреждений для подготовки специалистов здравоохранения в удобное время, в комфортной обстановке без отрыва от производства и независимо от места проживания и в том темпе, который позволит лучше освоить необходимый учебный материал.
Тимофеева Светлана Валерьевна, кандидат фармацевтических наук, г.Санкт-Петербург