Первичные документы: как происходит переход к электронной форме

27.10.2020 15:26

 

Внедрение новых форм
Приказ № 103н внес существенные изменения в порядок применения первичных учетных документов и регистров учета в учреждениях бюджетной сферы, в частности:
- введены новые унифицированные формы по оформлению командировок и расчетов с подотчетными лицами;
- утверждены четыре новых регистра учета (журналы операций, ведомость);
- скорректированы некоторые ранее утвержденные унифицированные формы.
При этом львиная доля унифицированных форм первичных документов и регистров учета, вновь введенных Приказом № 103н, предназначены для использования в форме электронных документов.
Новая редакция приказа № 52н вступила в силу с 27 сентября 2020 г. Однако согласно п. 2 Приказа № 103н электронные первичные учетные документы и электронные регистры бухгалтерского учета учреждения бюджетной сферы применяют согласно принятой ими учетной политике и по мере их организационно-технической готовности, но не позднее 1 января 2021 года. Если положения этого пункта Приказа № 103н понимать буквально, то электронные первичные документы и электронные регистры учета после 1 января 2021 года не подлежат применению. Такое ограничение применения отдельных положений нормативного документа в приказах Минфина использовано не в первый раз. Аналогичная формулировка о применении некоторых форм учетных документов была указана и в приказе Минфина России от 17.11.2017 № 194н.
Тем не менее, учреждения могут использовать утвержденные Приказом № 103н формы электронных документов и электронных регистров, если сложившиеся организационно-технические возможности это позволяют. В учетной политике учреждения рекомендуем описать соответствующие возможности учреждения. Это необходимо для избежания споров с контролирующими органами.

 

Новая редакция Инструкции № 157н
В Инструкции о применении Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России 01.12.2010 № 157н) в редакции приказа Минфина от 14.09.2020 № 198н появилось упоминание первичных документов в электронной форме. Так, в частности, п. 167 Инструкции № 157н теперь содержит порядок внесения кассиром записей в электронную Кассовую книгу и подписания их ЭЦП, а так же порядок регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, созданных в виде электронных документов.
Отметим, что внедрение в бухгалтерский документооборот электронных документов потребует приобретения соответствующего оборудования и обучения бухгалтеров цифровым технологиям.

Антон Шихов, эксперт в сфере государственных финансов