Нелегкая это работа: какие ограничения ввели для руководителей?

27.10.2020 16:12

Нелегкая это работа
В бюджетной сфере руководителем учреждения, как правило, становится учитель, врач, научный работник или деятель культуры и так далее, не имеющие специальных экономических или юридических знаний и опыта. Со временем, конечно, такие руководители приобретают опыт руководящей работы. Но, как правило, на накопление необходимого опыта уходят годы, а то и десятилетия. Поэтому многие руководители учреждений «засиживаются» в своих креслах до весьма преклонных лет. При этом навыки и опыт, приобретенные еще 5-10 лет назад, бывают уже не актуальны в текущих условиях.
В мае этого года в законодательство были внесены поправки, которые существенно изменяют систему управления государственными и муниципальными учреждениями в сфере высшего образования и науки. Так, с 1 июля 2020 г. должности руководителей, заместителей руководителей могут быть замещены лицами в возрасте не старше 70 лет, не зависимо от срока действия трудовых договоров. Такие требования установлены Федеральным законом от 25.05.2020 № 157-ФЗ, который внес соответствующие изменения в Трудовой кодекс РФ (статьи 332.1 и 336.2).
Кроме того, с этого года в учреждениях высшего образования «единоначальная» должность ректора разделена на должность руководителя и должность президента. Это установлено Федеральным закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ об образовании (статьи 15, 16, 51). Аналогичные изменения внесены и в Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ о науке, согласно которому в научных учреждениях так же появятся две руководящие должности: руководитель учреждения и научного руководителя. При этом в соответствии с п. 8 ст. 5 Закона № 127-ФЗ научный руководитель не вправе осуществлять административные полномочия руководителей учреждения и его заместителей.

 

Вектор развития
Напомним, что в прошлом году Федеральным законом от 26.07.2019 № 247-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Напомним, что согласно п. 1 ст. 7 Закона № 402-ФЗ бюджетным законодательством могут быть установлены случаи, когда ведение бухучета и хранение документов будет организовываться уже не руководителем учреждения, а централизованной бухгалтерией. При этом в п. 3.1 этой статьи указано, что порядок передачи соответствующих полномочий устанавливается бюджетным законодательством РФ.
Очевидно, что передача таких полномочий лишит руководителя учреждения его основного помощника – главного бухгалтера. В этом случае руководителю предстоит нелегкий выбор: самому вникать во все изменения законодательства или во всем довериться специалистам ЦБ. Но возможно и другое решение! Руководитель может организовать управленческий учет и поручить его ведение «бывшему» главному бухгалтеру, которому будет, куда приложить свои умения и навыки.
 
 Антон Шихов, эксперт в сфере государственных финансов