Медики на борту. Кто имеет право оказывать первую помощь в самолете?

30.10.2020 10:42

Неотложные состояния, возникающие во время полета на пассажирских самолетах, относят к особым ситуациям, при которых к путешествующим врачам, медицинским сестрам и другим работникам здравоохранения могут обратиться за медицинской помощью. Для многих медицинских работников оказание такой помощи на высоте более 10 тысяч метров, будет непривычной задачей.

Согласно статистике Росавиации, ежегодно более 200 человек отмечают ухудшение самочувствия во время перелетов по России. Мировая статистика насчитывает как минимум один случай на каждые 160 рейсов, выполненных в 2019 году. Чаще всего пассажиры жалуются на понижение или повышение артериального давления, тошноту, затруднение дыхания или симптомы респираторных (в данное время в т.ч. коронавирусная инфекция) и сердечно-сосудистых заболеваний.

К сожалению, в Российской Федерации раздел «медицина на транспорте» до сих пор не проработан законодательно. Поэтому всё чаще люди, имеющие медицинский диплом, предпочитают не отзываться на вопрос стюардессы, есть ли на борту самолёта медицинский работник, цинично отгоняя мысли о своём профессиональном долге, понимая, что оказывая медицинскую помощь, могут быть различные последствия. Лицензия на оказание медицинской помощи выдаётся на лечебное учреждение, либо станцию скорой помощи, которые имеют конкретный юридический адрес. Борт самолёта таким объектом не является. То есть, если подходить чисто по формальным признакам, оказание медицинской помощи на борту самолёта является неправомерным по определению, и при неблагоприятном исходе Следственный Комитет может предъявить врачу обвинение.

Согласно этой логике, даже если известнейший сегодня анестезиолог-реаниматолог Герой России Денис Проценко начнёт на борту самолёта или в вагоне поезда реанимировать пассажира, не только выполняя искусственное дыхание, но и используя медикаменты, то, с точки зрения закона, это будет противоправное деяние. То же самое можно сказать о ситуации, про которую несколько лет назад рассказывали все СМИ: министр здравоохранения России Вероника Скворцова во время полёта оказала именно медицинскую помощь с использованием лекарственных препаратов пассажирке. Так вот, министр в тот момент тоже была вне правового поля, поскольку медицинский работник имеет право оказывать только первую помощь за пределами лечебного учреждения, где он работает (именно там в его обязанности входит оказание медицинской помощи).

Как можно разрешить эту коллизию? Внести изменения в статью 31 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан», а именно, разделить первую помощь на базовую и расширенную. В этом случае экстренные медицинские манипуляции и некоторые виды лекарств можно будет обозначить, как арсенал средств для оказания расширенной первой помощи, и позволить их применять как бортпроводникам после специальной подготовки, так и пассажирам с медицинским дипломом.

Использованные источники:

1. Федеральный закон Российской Федерации №323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2. Приказ Минздравсоцразвития России №477н от 04.05.2012 г. «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»

3.http://www.mgzt.ru/30-ot-29-07-2020g/dobrye-samarityane-predpochitayut-ne-byt-dobrymi

 

Материал подготовила Шабанова Оксана Антоновна, кандидат медицинских наук, врач-эксперт, г. Санкт-Петербург