Управление имуществом: новый поворот!

23.11.2020 15:37

Эволюция управления

У государства, как у собственника, в распоряжении находится огромный массив разного имущества. Управлять, таким массивом имущества очень сложно, кроме того, его содержание требует бюджетных расходов. Поэтому государство ищет способы управления своим имуществом, разрабатывая соответствующие критерии и показатели.

Так Правительство РФ 21.03.2015 г. издало распоряжение № 481-р, которым утвердило формы отчетности по показателям, характеризующим деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере управления федеральным имуществом. По этим формам рассчитывались различные показатели результативности и эффективности управления имуществом. Однако спустя пять лет Распоряжением № 2645-р Правительство РФ признало эти формы утратившими силу и утвердило уже Методику и новые формы отчетности к ней. Данная Методика разработана, в частности, согласно Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.01.2019 № 117-р.

Согласно п. 4 Методика предусматривает систему показателей оценки оптимальности состава и эффективности использования имущества, находящегося в собственности публично-правовых образований, по категориям государственного и муниципального имущества:

а) акции (доли) хозяйственных обществ,

б) недвижимое имущество, закрепленное за государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;

в) недвижимое имущество, закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями;

г) недвижимое имущество казны публично-правовых образований.

 

Имущество учреждений

Особенности анализа оптимальности состава и количества имущества учреждений и эффективности управления им изложены в пп. 15-19 Методики. При этом для анализа используют данные бюджетной (бухгалтерской) отчетности по каждому учреждению.

В случае, если в ходе анализа будет выявлено излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, то учредитель должен направить собственнику предложение об изъятии такого имущества, в том числе для последующего перераспределения между подведомственными учреждениями, вовлечения в коммерческий оборот или для сноса. Отметим, что в случае изменения в течение года состава имущества, может быть скорректирован и объем субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Кроме того, при недоведении учредителем до подведомственного учреждения более одного года государственного (муниципального) задания учредителю рекомендовано принять решение о ликвидации такого учреждения с одновременным изъятием его имущества.

Антон Шихов, эксперт в сфере государственных финансов