Защищает ли Конституция права командированных? Вопрос!
Все с начала
Работодатель-ответчик, не согласившись с апелляционным определением подал жалобу в Восьмой кассационный суд. Рассмотрев материалы дела кассационный суд своим определением от 20.07.2021 № 88-12381/2021 отменил определение Забайкальского краевого суда и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Другими словами, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
При этом доводы кассационного суда не отказались какими-то оригинальными. По сути, кассационный суд поддержал позицию судов нижних инстанций, которые встали на сторону работодателя и не усмотрели нарушения прав работника в оплате ему командировочных расходов по нормам, установленным 19 лет назад. То есть то, что за это время значительно выросли цены, и командированному работнику найти приемлемые условия проживания за 550 рублей в сутки стало невозможно, кассационный суд не смутило.
По мнению автора, суд подошел к рассмотрению обстоятельств дела формально. За «буквой» нормативных документов суд «не увидел» живого человека. Но оставим анализ обоснованности позиции кассационного суда по данному делу специалистам. Отметим другое.
Понятие служебной командировки
Согласно статье 166 Трудового кодекса служебная командировка – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Иными словами, по мнению автора, это означает, что целью командированного работника является прежде всего выполнение служебного поручения работодателя. При этом работодатель создает необходимые работнику условия для выполнения такого выполнения поручения, в том числе обеспечивает его проживание или оплачивает ему расходы по найму жилья. То есть в командировке для работника первичным является выполнение поручения, а не соблюдение установленных норм командировочных расходов. Примерно такая логика была изложена и в апелляционном определении Забайкальского краевого суда.
В той же статье 166 ТК РФ указано, что особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Такой порядок сейчас регламентирован Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 729. Именно этот документ, принятый 19 лет назад и установивший нормы возмещения командировочных расходов, стал для кассационного суда более значимым, чем положения статьи 37 Конституции РФ. Однако эти нормы давным-давно не могут обеспечить командированным необходимые условия для выполнения поручения работодателя.
Образовался порочный круг: отказаться от командировки работник не может, а нормативные документы не позволяют работодателю создать оптимальные условия командированным для выполнения служебного поручения. В такой ситуации понятие служебной командировки размывается: работник вынужден прежде думать о том, как уложиться в установленные нормы расходов, а не о выполнении служебного поручения.
Еще не вечер!
Если бы Правительство РФ внесло коррективы в свое Постановление № 729 и увеличило нормы возмещаемых расходов, то это стало бы лучшим выходом из данного порочного круга. А пока можно предположить, что цены на гостиничные услуги продолжат расти, поэтому командированные начнут «оккупировать» вокзалы. Следовательно, гостиничный бизнес будет нести определенные убытки.
Но не стоит отчаиваться! Точка в этом деле еще не поставлена.
Антон Шихов, эксперт в сфере государственных финансов